Давайте попробуем разобраться что-же все таки "измеряет" относительно недорогой прибор SKAT-T-Auto...
Нам на почту регулярно приходят вопросы относительно использования прибора Skat-T-Auto. Основная претензия владельцев прибора заключается в неодинаковости показаний при измерении емкости аккумуляторов. Мы поставили перед собой задачу проверить работу прибора Skat-T-Auto.
Первоначально мы купили такой прибор. Он производится компанией Бастион г. Ростов-на-Дону.
Называется прибор «Тестер емкости автоматический» Skat-T-Auto.
Ниже приводится Руководство по эксплуатации ФИАШ.411152.011.РЭ
И так начинаем читать инструкцию.
Что такое оперативная оценка технического состояния аккумулятора? Что он измеряет?
За выше приведенным предупреждением следует строка:
То есть на самом деле производитель тестера подразумевает, что замеряя остаточную емкость аккумулятора, он не замеряет степень его заряженности.
Переходим к разделу «Подготовка к работе»
В идеале, следуя этому указанию инструкции, покупатель в магазине должен требовать от продавца: «Зарядите при мне аккумулятор для тестирования!» При другом варианте у покупателя нет уверенности, что аккумулятор заряжен. И покажите мне того продавца, который заряжает постоянно складские аккумуляторы. Или другой вариант. Покупатель привез аккумулятор к себе, зарядил его, а затем протестировал тестером. Теряется смысл экспресс теста. Если у меня есть возможность аккумулятор зарядить, например в ИБП, то я также могу определить его емкость и без тестера.
В разделе «Подключение тестера» написано предупреждение.
Проверим, так ли это. Тестируем аккумулятор GS 40-12 номинальной емкостью 38-40 Ач.
Фото 1
Крокодилы закреплены на болтах не зажатых. Напряжение 12,4В емкость 8Ач.
Фото 2
Крокодилы закреплены на затянутых болтах. Напряжение 12,4В емкость 17,8Ач.
Фото 3
Крокодилы закреплены на полюсных борнах. Напряжение 12,4В емкость 24,4Ач.
Далее аккумулятор был заряжен, и тестирование продолжилось вновь.
Фото 4
Крокодилы касаются болтов. Аккумулятор заряжен. Напряжение 12,9В емкость 1,8Ач.
Фото 5
Крокодилы закреплены за болты. Аккумулятор заряжен. Напряжение 12,9В
емкость 23,7Ач.
Фото 6
Крокодилы закреплены за полюсные борны. Аккумулятор заряжен. Напряжение
12,9В емкость 38,4Ач.
Как видно из тестирования, о хорошем контакте крокодилов с полюсными борнами производитель тестера не лукавит. Результаты измерений получаются непредсказуемыми. Разница в показаниях фото 3 и фото 6 24,4Ач и 38,4Ач при идентичных условиях контакта, но различной степени заряженности аккумулятора составляет 57%. С точки зрения проведения измерений алогичный результат.
Для полноты картины проверим емкость аккумулятора ПО НАСТОЯЩЕМУ!
Для этого проведем контрольный разряд аккумулятора на электронную нагрузку стабилизированным током 2 А до конечного напряжения 10,8В. Время разряда составило 22ч 49 минут и емкость аккумулятора составила 22:49:39 х 2А =45,65 Ач
То есть фактическая емкость аккумулятора превышает то, что «намерил» Skat-T-Auto !
У данного прибора есть еще одна особенность: показания прибора в значительной мере зависят от температуры аккумулятора.
Протестируем аккумулятор CSB GP 1272.
Аккумулятор был взят из коробки, после хранения не подзаряжался. Со дня выпуска аккумулятора до дня тестирования прошло 2 месяца.
|
Как мы видим, чем выше температура, тем выше показания прибора.
В паспорте на прибор приведены поправочные коэффициенты в зависимости от температуры окружающей среды, НО что же мы видим:
Температура |
Поправочный коэффициент |
Расчетное значение С учетом поправочного коэффициента |
Фактические показания прибора |
0°С | 0,84 | 7,2х0,84 = 6,05 Ач | 4 Ач |
+10°С | 0,92 | 7,2х0,92 = 6,62 Ач | 5 Ач |
+20°С | 1 | 7,2х1,0 = 7,20 Ач | 7,2 Ач |
+30°С | 1,08 | 7,2х1,08 = 7,78 Ач | 10,1 Ач |
а видим мы, что прибор показывает значения далекие от реальности.
Конечно же, мы провели и правильный тест. Аккумулятор был подзаряжен зарядным устройством для компенсации саморазряда в процессе хранения, после чего был разряжен на электронную нагрузку стабилизированным током 0,36 А до конечного напряжения 10,8В. Фактическая емкость аккумулятора составила 8,04 Ач (Тест проводился при температуре 25°С).
Приведем еще одну интересную фотографию
Как мы видим, на фото аккумулятор CSB GP 1272, его номинальная емкость 7,2Ач а прибор показывает 15,8 Ач, УДИВИТЕЛЬНО! История этого аккумулятора такова: этот аккумулятор попал в наш сервисный центр переполюсованным (клиент сначала разрядил аккумулятор до нуля, а затем, неправильно подключив зарядное устройство, зарядил его в обратную сторону (присмотревшись к фотографии видно, что минусовой крокодил подключен к положительной клемме и плюсовой соответственно наоборот) Стоит сказать, что реальная емкость этого аккумулятора при разряде стабилизированным постоянным током на электронную нагрузку составила 0,35Ач! Разница в измеренных значениях, прямо скажем, удивляет!
Так что же НА САМОМ ДЕЛЕ за «10-15 секунд» измеряет прибор под названием SKAT-T-AUTO и где тут Херсон и где Одесса?
Исходя из вышеприведенных измерений и их зависимости от присоединения крокодилов, температуры можно сделать вывод, что данный прибор измеряет внутреннее сопротивление аккумулятора, после чего с помощью алгоритма зашитого производителем он одному ему известным образом это значение пересчитывает в емкость в ампер-часах.
Мы люди любопытные, вскроем прибор и посмотрим что же у него внутри:
Видим ЖК монохромную матрицу, чип, и т.д. Что прописано в чипе…. Вопрос?,но это к производителю, что он там записал(прошил).Что брал за основу измерений, какую марку АКБ? Ведь у каждой фирмы производителей аккумуляторных батарей свое внутреннее сопротивление.
Зажимы типа китайский «крокодил» длиной 105 мм изготовлены из стали с никелированным покрытием и подключены к тестеру проводом ПВС 3х0.75, таким еще чайники к электросети подключают.
К чести производителя стоит отметить, что каждый из зажимов подключен к прибору двумя проводами, один из которых подключен к одной половине «крокодила» а второй к другой. Сделано это для компенсации ошибки из-за разницы сопротивления проводов. Но на наш взгляд было бы уместным использование в приборе, измеряющем сверхмалые величины, более качественных проводов и зажимов, так как это делают именитые фирмы, производящие тестеры внутреннего сопротивления аккумуляторов. Они используют спец. провода - посеребренные или позолоченные, зажимы с вставками, медь с добавками. И все это для уменьшения погрешности при измерении.
Измерять милиОмы такими проводами и зажимами…все равно что надеть электрон на вилку.
Все же будем немного снисходительны к прибору, у него есть и некоторые плюсы:
+) Цена. Прибор довольно дешев по сравнению с подобными приборами российского производства. Особенно поражает тот факт, что цена некоторых приборов действующих по схожему принципу и со всеми этими же «болезнями» составляет от 25 000 до 60 000 рублей РФ!
+) Скорость измерения. Для действительного измерения емкости аккумулятора требуется провести контрольный разряд, который может занять от минут до нескольких часов, а тут за 10-15 секунд мы получаем циферки, в которые почему то верим.
А теперь еще раз о минусах:
-) Показания в большой степени зависят от контакта между аккумулятором и прибором. В дополнении хочется сказать, что человек пользующий данным прибором считает, что измеряет емкость и совсем не думает о сопротивлении: о сопротивлении проводников, сопротивлении клемм, сопротивлении между болтом и клеммой и т.п. а прибор то измеряет внутреннее сопротивление аккумулятора, выражающееся в крайне малых значениях и где все вышеперечисленные сопротивления имеют большое значение.
-) При измерении не учитываются индивидуальные особенности разных производителей и разных серий аккумуляторов. Далеко не всегда и не для всех производителей показания, измеренные даже в идеальных условиях, соответствуют реальным значениям емкости аккумуляторов.
-) Показания зависят от условий окружающей среды, которые прибор никак не учитывает и никак не компенсирует ошибки, вызванные этими условиями.
-) С помощь прибора невозможно получить показания не отсоединив аккумулятор от работающего оборудования.
-) Прибор может снимать показания только у 12В аккумуляторов, и не имеет возможности тестирования аккумуляторов с номинальным напряжением 2, 4 и 6В.
Вывод можно сделать однозначный:
Используя тестер Skat-T-Auto для измерений невозможно получить реальный результат заряженности аккумулятора и его номинальной емкости. Деньги на покупку тестера потрачены зря.
оригинал статьи: httр://akbtest.ru/skat_t_auto.html